ОДНА МАЛЕНЬКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ
Г.Мавлютова, г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2010г.

  Это история о жизни трех поколений одной маленькой семьи. Главным героем книги является семья Сырцов - дедушка Соломон Сырец, отец Владимир Сырец и сын Семен Сырец. События романа происходят в Невском районе Санкт-Петербурга (в районе еврейского кладбища и улицы Бабушкина). Роман раскрывает хитросплетения сложных семейных отношений.
  "...Иногда Сырцу вспоминалось прошлое. Это случалось в самые трудные минуты его жизни. Ему казалось, что он помнит все, что происходило в тот вечер. Иначе и быть не могло. Ведь он лично присутствовал в благословенный миг собственного рождения..."

 

ДВЕ ОСЕНИ ГОДА
О.Сванберг, г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2010г.

  В этом году российское издательство "Алетейя", одним из направлений деятельности которого является издание литературного творчества зарубежных соотечественников, выпустило книгу Ольги Голубевой-Сванберг (таков ее литературный псевдоним) "Две осени года". Жанр книги необычен: это роман в стихах, новеллах, эссе и переводах. В работе над книгой принимали участие известный живописец и график, родившийся в Ленинграде, а ныне проживающий в Хельсинки, Андрей Геннадиев и его сын Андрей Геннадиев-младший. Книга продается в России, а также в русских книжных магазинах и отделах русской книги финских книжных магазинов города Хельсинки. Роман был замечен в Москве, и Московская городская организация Союза писателей России наградила его автора Ольгу Голубеву-Сванберг медалью и премией имени А.П.Чехова.
  Мысль Достоевского о том, что русский становится окончательно русским, лишь осознав себя вполне европейцем, актуальна до сих пор. Творчество Ольги Голубевой-Сванберг - яркое тому подтверждение. Европейский контекст, в котором рождаются, живут и дышат ее произведения, еще больше выделяет "русскость" ее души. Когда Ольга пишет о любимом городе, мы можем только догадываться о каком из них идет речь: Хельсинки, Москве, Санкт-Петербурге, Таллине, хотя каждый читатель воспринимает его своим и близким благодаря тому, что он прочитан русской стороной ее творческой натуры.

 

КУКУШКИН СЧЁТ
НОВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Р.Винонен, г.Москва, Изд."Кругъ", 2010г.

  Новая книга известного русского поэта Роберта Винонена, живущего в Хельсинки, представляет лирику последних лет. В ней присущая поэту философская напряженность чувств сочетается с иронией, трагизм – с лирической просветленностью, сдержанный лаконизм формы подчеркивает узнаваемую интонацию и метафорическую насыщенность стиха.

 

ЗАПИСКИ ДАМЫ ЭЛЕГАНТНОГО ВОЗРАСТА
Л.Яковлева, г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2009г.

  В 1991 году вместе с мужем, ингерманландским финном, я переехала в Хельсинки. Начался трудный период адаптации в новых условиях, а также осмысление всего прожитого. В книге рассказывается о том, с чем сталкивается человек, переместившийся не только из одной страны в другую, но и из одной эпохи, эпохи строительства коммунизма, в эпоху капитализма, или, как часто говорят газетчики, в эпоху скандинавского социализма. Я рассказываю о том, каково быть безработной, о том, как я выбиралась из депрессии и социального одиночества, а также о людях, которых я встретила на новом пути. О трудностях, и о радостях, о счастье и о несчастьях – о том, что называется жизнью.

 

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИННЫ ЛИСНЯНСКОЙ
Р.Сарчин, г.Казань, Изд. Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2009г.

  Данное исследование посвящено рассмотрению творчества Инны Львовны Лиснянской – русского поэта, лауреата Государственной премии России, Литературной премии имени А.И.Солженицына, Российской национальной премии “Поэт”. В центре работы – анализ произведений Лиснянской на фоне традиций классиков отечественной поэзии: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, С.А.Есенина и других авторов.

 

ДЫМ НАД ИМЕНЕМ
70 НОВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ
Р.Винонен, г.Москва, Изд."Кругъ", 2009г.

  В начале 2009 года в Москве, в издательстве "Кругъ", опубликована книга стихов Роберта Винонена "Дым над именем". В книге 77 страниц, формат 70x108. В книгу включено семьдесят стихотворений. Лиризм, соединенный с иронией, парадоксальность и афористичность мысли, узнаваемая неповторимость интонации - вот свойства поэтической речи автора, обращенной к читателю. книга издаётся к 70-летию с дня рождения поэта.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
Р.Сарчин, г.Казань, Изд. Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2009г.

  …Это своеобразное и постоянное возвращение к теме «родные корни». Дом лирического героя, чьё окно по-особому открыто в мир, навсегда остаётся в памяти: «Горит окно с кривою крестовиной, / Со светлым косоглазием окно». Это окно горит и освещает нам путь не только в будущее, но и возвращение к прошлому, где до щемящего чувства многое дорого поэту. Казалось бы, очень трудно найти определение Родины, чтобы обойтись без банальностей. А Рамиль Сарчин нашёл. Выразил ощущение родины, прибегнув к очень простому и всем понятному образу:

Дом на краю села.                Бабушка – умерла.
В нём не погашен свет.      Вот уже сорок дней…
Бабушка умерла.                  Знаешь, она была
Бабушки больше нет.            Родиною моей.

  Многое утрачено с потерей родного человека, но непогашенный свет в окне горит. И это – символ будущего. Я недаром остановилась на разговоре о светящемся окне. Оно олицетворяет свечение трёх времен; это свечение ощущается во всей поэтической книге Рамиля Сарчина…

И. Лиснянская

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ ТВОРЧЕСТВА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ
И.Глебова в соавторстве с С.Нестеровой, г.Саранск, "Красный октябрь", 2009г.

  Проект «Параллельные миры творчества» стал своеобразным дебютом двух мастеров – слова и кисти. Творческая интеграция живописи и поэзии – это сотрудничество художницы Светланы Нестеровой и поэтессы Ирины Глебовой. Встреча в данном проекте двух ярких индивидуальностей представляется совершенно естественной, поскольку, несмотря на поиск собственного пути в искусстве, их объединяет очень многое. Приятно отметить, что это – молодые авторы, чьи новаторские поиски в искусстве не только становятся почвой профессионального роста, но и способствуют взаимообогащению личного опыта и духовной составляющей их культуры.
  Поэтические строки Ирины Глебовой и живописные работы Светланы Нестеровой, безусловно, различны по тематике, палитре выразительных средств, но их объединяет эмоционально-лирическое восприятие мира. В творчестве они внутренне раскованы, широко образованы. Им не нужна направляющая сильная рука, они ясно видят цель своего творчества. Шаг за шагом их творчество становится всё более полным, глубоким, самобытным. Духовную и нравственную опору они находят в любви, в полных поэзии образах окружающего мира. Страдая, мучаясь, радуясь и восхищаясь, они дарят нам эти картины-образы жизни и смерти, великого и малого, любви и ненависти – всего того, что делают нашу жизнь неповторимой для каждого. Им обеим подвластны пластическая и смысловая метафора, гармония фразы и цветовых сочетаний, выразительность слова, линии и пятна.

 

ЧЕЛОВЕК, УТРАТИВШИЙ НАДЕЖДУ.
БИОГРАФИЯ ПОЭТА ВАДИМА ГАРДНЕРА, РАССКАЗАННАЯ ИМ САМИМ
Л.Яковлева, г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2008г.

  За громкими именами поэтов акмеизма – Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осина Мандельштама и Сергея Городецкого – затерялось имя близкого к акмеистам поэта Вадима Гарднера, который писал стихи на двух языках – русском и английском. Гарднер учился на юридическом факультете Петербургского университета, принимал участие в студенческих волнениях 1905 года, был исключен из числа студентов и подвергнут тюремному заключению. В 1916 году поэт был послан в Англию к генералу Гедройцу, возглавлявшему Комитет по снабжению союзников оружием. Возвратился уже в Советскую Россию в 1918 году вместе с поэтом Николаем Гумилевым. В 1921 году он бежал в Финляндию. Данная биография написана на основе стихотворных дневников поэта, которые он писал всю свою жизнь и большая часть которых не опубликована до сих пор.

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР НИКОЛАЯ БЛАГОВА
Р.Сарчин, г.Казань, Изд. «Отечество», 2008г.

  Книга рассказывает о жизни и творчестве крупного русского поэта второй половины ХХ века, лауреата Государственной премии России Николая Николаевича Благова (1931–1992). Здесь рассматриваются истоки, этапы становления и творческой зрелости художника. Особое внимание уделено 70–80-м гг. как сложному и неоднозначному периоду в его поэтической биографии. Подробному и глубокому анализу подвергнуты многие стихотворения Н.Н.Благова, а также поэмы «Волга», «Изба» и «Тяжесть плода». Книгу завершает приложение, в котором прослеживаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта.

 

ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ
Л.Корниенко, г.Хельсинки, 2007 г.

  Я люблю рисовать. Правда, я рисую неправильно. Так говорят взрослые. Я рисую то, что хочу, а не то, что вижу.
Однажды, во время летних каникул, утром, когда родители, как всегда ушли на работу, я вытащил из-за шкафа большой лист ватмана и расстелил его на папином письменном столе.   Мне мешали канцелярские принадлежности. И я сложил их на одной стороне ватмана. Потом принес розовую пластмассовую коробку, достал из нее девять своих любимых цветных карандашей и положил с другой стороны ватмана.
  Ватман был ослепительно белый и теплый на ощупь.
  Мне давно хотелось нарисовать на нем красивый, как радуга, город.
  Я задумался.
  Совсем недавно я рассказал папе о своем желании. Он одобрил мой замысел, но предложил сначала нарисовать эскиз этого города.
  Мне было непонятно, что такое "эскиз". Тогда папа взял простой серый карандаш, нарисовал на листке из альбома мальчика с накинутом на плечи плащом и предложил подумать и дополнить рисунок деталями, от которых мальчик будет не просто "мальчик", а индивидуальность.
  Мне не хотелось дорисовывать какую-то индивидуальность, а хотелось раскрашивать. Но я всегда был послушным ребенком, и потому осторожно дорисовал мальчику кучерявые волосы, длинные ресницы и большую застежку на плаще.
  Папа взял рисунок, долго разглядывал его и, наконец, торжественно объявил, что это и есть эскиз будущего цветного портрета, будем считать, королевского пажа! На нем продуманы и прорисованы, на его взгляд, все детали. Теперь мне нужно будет перерисовать его на новый лист бумаги, не забыв о длинных ресницах, кучерявых волосах и большой застежке на плаще, и только тогда раскрасить. После этого можно считать портрет по-настоящему законченным. Вот что такое эскиз и для чего он служит!..
  Эскиз моего города рисовать мне не хотелось. Это казалось и скучным, и совершенно ненужным делом.
  Я повертел в руках простой серый карандаш и отложил его к канцелярским принадлежностям.
  Нет! Рисовать буду цветными карандашами! Сразу!
  И Я КРЕПКО ЗАЖМУРИЛ ГЛАЗА, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ МОЙ БУДУЩИЙ ГОРОД...

 

Я - ВЕЗДЕ, Я - НИГДЕ
Н.Мери, 2007г.

  Весной 2007 года вышел в свет поэтический сборник "Я - везде, я - нигде".
Автор - Наталья Мери в полугодовалом возрасте покинула Родину. Алжир, Каир, Россия, Эстония - семья русского офицера, непростая судьба... Последние пятнадцать лет Н. Мери живёт в Финляндии. В 2000 году она основала "Объединение русскоязычных литераторов Финляндии" и на протяжении ряда лет была председателем.
  Сборник состоит из трёх частей: "Невыразимое", "Светотень" и "Барометр сердца". В стихотворениях, входящих в сборник, раскрываются различные грани внутреннего мира лирической героини поэтессы. В творчестве Н.Мери есть и юмор, и лирика, и философские размышления. Из этих, а также и из других мотивов, соткана непростая дуща её лирической героини,метущаяся в поисках счастья, стремящаяся к достижению своих идеалов, порой не совсем ясно различимых сквозь "магический кристалл" чувств, обуревающих эту душу.

 

ИГРИВЫЙ ГРИБ.
ИЗБРАННЫЕ СЕЛЯВИЗМЫ И ПОФИГИЗМЫ.
Всегдарь Хотеев, г.Москва, Изд."Кругъ",2007г.

  Новый сборник стихотворений известного поэта продолжает лучшие традиции русской эротической поэзии.

 

РУССКАЯ ТОСКА
А. Ланцов, г.Ульяновск, 2003г.

Да будет верою согрета
И разумом озарена
Душа того, кто крест поэта
Дерзнул подъять на рамена.
А. Ланцов

  Вынесенные в эпиграф стихи Алексея Ланцова открывают его поэтическую книгу «Русская тоска». По признанию поэта, они возникли, когда книга уже была готова. Стало быть, по времени написания они «младше» всех стихотворений. Тем не менее, автор, вопреки избранному им хронологическому принципу выстраивания книги – по времени создания произведений, ставит их первыми. Это обнажает понимание им самим того, что они, по сути, являются своеобразной «визитной карточкой» его книги, да и всей его поэзии. Они безупречны по исполнению. Их высокий строй поддерживается лексически: вера, разум, душа, крест, рамена (плечи). Стихотворение богато инструментовано: сквозные ассонансы и аллитерации сопрягают в едином звуко-смысловом потоке понятия, обнажающие глубокое духовное содержание произведения. Больше всего рассматриваемые стихи напоминают нам молитву. В контексте книги они иначе и не воспринимаются: отправляясь в тернистый путь творца-поэта, автор обращается за верой и разумом к Тому, Кто, по последним его стихам, «столько лет // Всем дарит свое Царство».
  Вера поэта в Жизнь питается его глубинной верой в Бога. Видимо, поэтому, несмотря на царствующие в стихотворениях поэта интонации грусти, печали, на душе при их прочтении остаются лишь теплые, светлые чувства, которые в сочетании с грустью и печалью оборачиваются пронизывающей всю книгу тоской – настроением, имеющим свое понятие лишь, пожалуй, в русском языке и характерном для русского человека. Поэтому название книги Алексея Ланцова – «Русская тоска» – как нельзя лучше отражает ее содержание.

 

СПИСОК ИЗДАНИЙ

0

0

0

♦ Винонен Р. - "Кукушкин счёт", г.Москва, Изд."Кругъ", 2010г.
♦ Винонен Р. - "Дым над именем", г.Москва, Изд."Кругъ", 2009г.

0

♦ Глебова И. - "Параллельные миры творчества", г.Саранск, Изд."Красный октябрь", 2009г.

0

0

0

0

0

0

♦ Корниенко Л. - "Волшебный дворей или путешествие в сказку", г.Хельсинки, Изд. "Yliopistopaino Kustannus", 2007 г.

0

0

♦ Мавлютова Г. - "Одна маленькая еврейская жизнь", г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2010г.
♦ Мери Н. - "Я - везде, я - нигде", 2007г.

0

0

0

0

0

♦ Сванберг О. - "Две осени года", г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2010г.
♦ Сарчин Р. - "Возвращение", г.Казань, Изд. Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2009г.
♦ Сарчин Р. - "Поэтический мир Николая Благова", г.Казань, Изд. «Отечество», 2008г.
♦ Сарчин Р. - "Традиции русской поэзии в творчестве Инны Лиснянской", г.Казань, Изд. Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2009г.

0

0

0

0

♦ Хотеев В. - "Игривый гриб", г.Москва, Изд."Кругъ",2007г.

0

0

0

0

0

0

0

♦ Яковлева Л. - "Записки дамы элегантного возраста", г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2009г.
♦ Яковлева Л. - "Записки дамы элегантного возраста", г.С-Петербург, Изд."Алетейя", 2009г.