Рамиль САРЧИН
Из «Записок со своей колокольни»



Русская тоска Алексея Ланцова


Да будет верою согрета
И разумом озарена
Душа того, кто крест поэта
Дерзнул подъять на рамена.
А. Ланцов

Вынесенные в эпиграф стихи Алексея Ланцова открывают его поэтическую книгу «Русская тоска» (Ульяновск, 2003). По признанию поэта, они возникли, когда книга уже была готова. Стало быть, по времени написания они «младше» всех стихотворений. Тем не менее, автор, вопреки избранному им хронологическому принципу выстраивания книги – по времени создания произведений, ставит их первыми. Это обнажает понимание им самим того, что они, по сути, являются своеобразной «визитной карточкой» его книги, да и всей его поэзии. Они безупречны по исполнению. Их высокий строй поддерживается лексически: вера, разум, душа, крест, рамена (плечи). Стихотворение богато инструментовано: сквозные ассонансы и аллитерации сопрягают в едином звуко-смысловом потоке понятия, обнажающие глубокое духовное содержание произведения. Больше всего рассматриваемые стихи напоминают мне молитву. В контексте книги они иначе и не воспринимаются: пускаясь в тернистый путь творца-поэта, автор обращается за верой и разумом к Тому, Кто, по последним его стихам, «столько лет // Всем дарит свое Царство».
Вера в Бога образует основу поэтического мировидения Алексея Ланцова, дает ему целостное восприятие жизни. Этой целостностью, единством мировосприятия продиктована ключевая черта поэтики произведений автора – метафоричность. Лучшие стихи поэта наполнены свежими, емкими эпитетами, сравнениями, метафорами и благодаря им остаются в памяти: «И вот нежданно, трепетно, несмело // На землю стал ложиться первый снег», «поздних листьев табор», «желтеющий овраг, как вафельный стакан», «оранжевый шарфик заката», «Сверкает в петлицах лесного мундира // Вечернего солнца цветной позумент», «В палитре небес прорастают побеги // Слепого дождя», «звезды сахарною пудрой // Бесшумно сыплются в стакан», «У берез пахли дымом стволы, // Словно это росли папиросы», «Птичьи крылья, // Словно ножницы, // Кромсают небо», «Светятся свечки последних листов. // Дерево словно большой канделябр», «Солнца увянувший красный цветок // Меж облаками-страницами лег». Читая эти и многие другие строки автора, веришь, что его «сердце – зерно», из которого произрастают такие поэтические плоды. На них поэзия Алексея Ланцова неиссякаема. Выше были приведены примеры из ранней лирики поэта. Их можно было бы, казалось, объяснить лишь только стремлением начинающего автора найти свое слово в поэзии. Но более поздние стихи свидетельствуют, что метафоричность – органическая черта лирики Алексея Ланцова, а не просто ее красочная одежда. Средства метафорической образности обнажают поэтическую мысль стихотворений, делая ее более зримой, пластичной, упругой:

Осенним вечером погожим,
Когда уснула вся родня,
Лист, как индеец краснокожий,
Свалился с ветки, как с коня.

Он на земле лежал, не веря,
Что не увидит свой вигвам,
А в глубине небесных прерий
Плыл месяц – отпрыск могикан.

А он – индеец из райцентра,
Октябрь встретить не успев,
Так и пропал ни за полцента,
Прожив ни людям, ни себе.

И только осень понимала
И цель, и смысл подобных жертв,
Но и сама уже попала
В шутихи ледяных торжеств.

Процитированное стихотворение – одно из лучших «осенних» у Алексея Ланцова. Поначалу кажется, что автор шутит. Поэтическим юмором проникнуты строки «Лист, как индеец краснокожий, // Свалился с ветки, как с коня», «не увидит свой вигвам», «в глубине небесных прерий», «месяц – отпрыск могикан», «индеец из райцентра». Но, как ни странно, они выводят к совершенно не шуточным, проникнутым трагизмом стихам: «Так и пропал ни за полцента, // Прожив ни людям, ни себе. // И только осень понимала // И цель, и смыл подобных жертв». На мой взгляд, прелесть стихотворения, его поэзия как раз и заключается в том, что на фоне шуточного высвечивается вся глубина трагического, которое в свою очередь определяет философский смысл шутки. Заканчивается же стихотворение, несмотря на его трагизм, все-таки шуточным мотивом («сама уже попала // В шутихи ледяных торжеств»), по-ланцовски оптимистично, просветленно.
Осень, судя по стихам поэта, – его любимая пора. Она привлекает многоцветьем красок, среди которых выделяются светлые и теплые, даже по-летнему жаркие, тона, символизирующие торжество жизни – вопреки классически привычному ее умиранию осенью: «Светятся свечки последних листов», «листья – пожар», «Деревьев желтые огни. // Деревья светятся», «Лес по-осеннему красив <…> В нем даже горсточка трухи // Блестит, как бисер чьих-то истин», «Сиянье дней осенних // Усилено закатом», «Качаются листья под ветром – // На ветки осевший салют». Сама душа поэта-художника полна различных красок: «Есть охра, есть белила, // Есть кадмий ярко-красный, // Есть кобальт…».
Жизнетворность осени у Алексея Ланцова позволяет ему даже при описании весны обратиться к осенней характеристике: «осенняя весна». Или – наоборот, что, впрочем, то же самое: «Начало ноября, как ранний март». Так в пространство осени втягивается весна. Сопряжение двух времен года формирует поэтическое своеобразие лирики Ланцова. Образуется единый временной поток, который есть ничто иное как вечный круговорот Жизни. Так ее понимает поэт, в этом – его истина истин, его вера:

Густым вином зеленых листьев
Наполнит дерево весна.
Как благодатны времена
Нашедшим Истину средь истин!

Пусть крепнет вера, как вино,
Перебродив сомненьем,
Нам верить в Истину дано
И в мире жить весеннем.

Вера поэта в Жизнь питается его глубинной верой в Бога. Видимо, поэтому, несмотря на царствующие в стихотворениях поэта интонации грусти, печали, на душе при их прочтении остаются лишь теплые, светлые чувства, которые в сочетании с грустью и печалью оборачиваются пронизывающей всю книгу тоской – настроением, имеющим свое понятие лишь, пожалуй, в русском языке и характерном для русского человека. Поэтому название книги Алексея Ланцова – «Русская тоска» – как нельзя лучше отражает ее содержание.
Будем надеяться, что Бог не оставит поэта, дерзнувшего поднять на плечи свой нелегкий крест.

Ульяновск, 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

• Р.Винонен о книге Л.Яковлевой

• Открытый диалог на патриотическую тему

• Обращение Р.Сарчина к русскоязычным литераторам Финляндии

• А.Ланцов "О литературных влияниях в творчестве И.Глебовой"

• Р.Сарчин "Небо Поэта(о книге Р.Винонена «Дым над именем»)"